Гермес Трисмегист

Гермес Трисмегист
\
Гермес Трисмегист и "Corpus Hermeticum" в их исторической реальности и возрожденческой интерпретации
\
    Начнем с Гермеса Трисмегиста и "Corpus Hermeticum", который в эпоху Возрождения имел громкую славу и представлял огромную важность.
    Сегодня мы с уверенностью признаем следующее. Гермес Трисмегист (как уже было сказано) является мифической фигурой, и никогда в действительности не существовал. Эта мифическая фигура имеет сходство с древнеегипетским богом Тотом, считающимся изобретателем букв, алфавита и письменности, писцом богов, и потому открывателем, пророком и проводником божественных знаний и божественного слова. Когда греки познакомились с этим египетским богом, то нашли, что он имеет много общего с их богом Гермесом (= римский бог Меркурий), проводником и вестником богов, и наделили его эпитетом "Трисмегист", что значит "трижды величайший" ("trismegistos" = termaximus).
    В поздней античности, в частности, в первые века периода империи (больше всего в II и III веках н.э.), некоторые языческие теологи-философы, в пику широко распространившемуся христианству, произвели серию записей. За именем этого бога стояло очевидное намерение противопоставить Божественному христианскому Писанию, внушенному христианам, другие письменные источники, выдаваемые за божественные.
    Современные исследования теперь подтверждают, что вне всякого сомнения, под маской египетского бога скрываются различные авторы и что элементы "египетские" представлены здесь довольно скудно. Речь идет, в действительности, об одной из последних попыток реванша, предпринятой язычеством на основе платонизма той эпохи (медиоплатонизма).
    Среди многочисленных записей, приписываемых Гермесу Трисмегисту, большую группу (и наиболее нам интересную) составляют 17 трактатов (первый из которых называется "Пимандр"), один из них, в прошлом приписываемый Апулею, дошел до нас в латинской версии под названием "Асклепий" (может быть, составлен в IV в.н.э,). Именно эта группа записей и называется "Corpus Hermeticum" (Свод записей, автором которых является Гермес).
    Поздняя античность приняла все эти записи за подлинные. Христианские Отцы, которые в них нашли намек на библейские доктрины (как будет показано) были в высшей степени поражены, и, как следствие, убеждены, что они восходят к эпохе библейских патриархов и что они были творением какого-то языческого пророка. Так думал, например, Лактанций, и так думал отчасти Св. Августин. Фичино разделил это убеждение и перевел "Corpus Hermeticum", который скоро стал основным текстом мыслителей периода Гуманизма-Возрождения. В конце XV века (1488), в Сиенском соборе Гермеса торжественно изобразили на мозаичном полу с надписью: "Hermes Mercurius Trismegistus Contemporaneus Moysi" (Гермес Меркурий Триждывеличайший Современный Моисею).
    Синкретизм греко-языческих доктрин, неоплатонизма, христианства, впитанный Ренессансом, основывается в большей степени на этой колоссальной двусмысленности. Многие аспекты теорий Ренессанса, поражающие своим языческим звучанием и странной гибридностью, являются сейчас в другом, ясном свете.
    Но для понимания этого аспекта, чтобы установить "различия" между Ренессансом, Средневековьем и современностью, важно осветить основные идеи "Corpus Hermeticum".
    Бог выступает в функции бестелесного, трансцендентного, бесконечного; он также Монада и Единое, "начало и корень всех вещей"; наконец, он проявляется в образе света. Теология отрицательная и положительная пересекаются: с одной стороны, Бог предстает как вершина всего, как совершенно иное всему тому, что существует, он предстает "без формы и без фигуры", и, поэтому, просто как "лишенный сущности", и поэтому невыразимый. С другой стороны признается, что Бог является Благом и Отцом всех вещей, и, поэтому, причиной всего и, как таковой, он представлен положительно. В одном из трактатов говорится, например, что Бог есть и то, что невидимо, и то, что более всего видимо.
    Иерархия промежуточных ступеней между миром и Богом описана следующим образом.
    1) На вершине высший Бог, который является высшим Светом, высшим Разумом, способный творить самостоятельно.
    2) Затем следует Логос, который является "первородным сыном" высшего Бога.
    3) Высший Бог порождает также Разумного Демиурга, который хотя и рожден вторым, но явно "одной субстанции" с Логосом.
    4) Далее следуетАнтропос, то есть человек бестелесный, сотворен ый высшим Богом по "образу Бога".
    5) Наконец, следует Интеллект, который дается человеку земному (и который следует отличать от души как более высокое в ней), и являющий божественное в человеке (и, более того, в некотором смысле, является как бы Богом в человеке); это играет существенную роль в этическом, мистическом и в сотериологическом планах герметизма.
    Бог высший, кроме того, есть развертывание "бесконечной потенции", он есть также "архетипическая форма" и "начало начал, которое не имеет конца".
    Логос и Разумный демиург творят космос. Они воздействуют различными способами на темноту или мрак, который дуалистически изначален и в качестве второго начала противостоит Богу-свету, и строят упорядоченный мир. Рождаются семь небесных сфер, приведенных в движение. Движением этих сфер производятся живые существа, лишенные разума (которые в первый момент рождаются все двуполыми).
    Более сложным является сотворение земного человека. Антропос или Человек бестелесный, рожденный третий сын высшего Бога, хочет подражать Разумному демиургу и творить нечто. Получив согласие Отца, Антропос пересекает семь небесных тонких сфер и Луну, принимая потенцию каждой из них, и потом показывается в сфере луны и видит природу подлунного мира. Вскоре Антропос влюбляется в эту природу, и, в свою очередь, природа влюбляется в человека. Точнее, Человек влюбляется в собственный образ, отраженный в воде, и охваченный страстным желанием соединиться с ним, падает. Так рождается земной человек, с двойной природой, духовной и телесной.
    По правде говоря, автор герметического "Пимандра" значительно усложняет антропогонию. В самом деле, соединением человека бестелесного с телесной природой не рождается непосредственно человек вообще, но рождаются семь людей (семь по числу планетных сфер), каждый временно мужской и женской природы. Все остается в этом состоянии до тех пор пока, по желанию высшего Бога, люди (и животные, уже рожденные под действием движения планет) не разделяются на два пола и все получают библейский наказ расти и размножаться:
    "Возрастайте, увеличиваясь и размножаясь все Вы, что были созданы и произведены, и кто из имеющих разум познал самого себя, тот бессмертен, тот узнал, что причина смерти есть любовь (eros) и постиг все существующее".
    В герметическом послании, в котором описывается падение человека, решается и проблема спасения, а ее части представляют метафизико-теологию, космологию и антропологию и сотерологию.
    Таким образом, земной человек — это падший Антропос (Человек бестелесный), он продукт соединения с материальной природой, следовательно, его спасение состоит в освобождении от пут материи. Средства освобождения указаны в герметической теории познания. Человек должен прежде всего познать самого себя, убедиться, что природа его основана на разуме. И поскольку Разум является частью Бога, (= Бог в нас), познавать самого себя значит познать Бога. Все люди обладают разумом, но только в потенциальном состоянии; и от человека зависит, осуществит он себя или потеряет.
    Если разум оставляет человека, то это единственная причина его безблагодатной жизни человека, и вина за это падает на него самого: "Часто разум улетает, и в этот момент душа больше не способна ни видеть, ни слышать, и становится похожей на неразумное существо: такова сила разума! С другой стороны, разум не может выдержать мутной души и оставляет ее телу, которое несет ее вниз. Такая душа, сын мой, не имеет разума; поэтому такое существо не должно называть человеком".
    Напротив, человек, делающий правильный выбор, будет достойным такого божественного дара. Человек не должен ждать физической смерти, для того, чтобы достигнуть своей цели, то есть стать блаженным. Действительно он может возродиться, освободиться от отрицательных сил и удручающего мрака, посредством божественной потенции, присущей Благу, окончательно отделившись от тела, очистив таким образом свой разум; он восторженно воссоединяется с разумом Божественным в благодати Творца.
    В этом старом образе, как и в древнейших книгах Библии человека Ренессанса не могли не поразить намеки на "сына Божия", "Слово Божье", о котором говорится в "Евангелии от Иоанна". XIII трактат "Корпуса Герметикум" содержит просто вариант "Нагорной проповеди" и это подтверждает, что возрождением и спасением человек обязан "сыну Божьему", определенному как "человек по воле Божьей". Фичино находит великое множество текстов Моисея в "Corpus Hermeticum", поскольку там также предвидится инкарнация Логоса, Глагола, и там же говорится, что "Слово" Творца есть "Сын Божий".
    Это изумление перед языческим пророком (таким же древним как и Моисей), который говорит о "сыне Божием ", заставляло принять, по крайней мере частично, также астрологические установки и гностическую доктрину. И не только. Но, так как в "Асклепии" явственно говорится о практике симпатической магии (magia sympathiica), Фичино и другие нашли в Гермесе Трисмегисте разновидность оправдания и узаконения собственной магии, понятой в новом смысле. Сложный синкретизм платонизма, христианства и магии, который является признаком Ренессанса, находит, таким образом, в Гермесе Трисмегисте "priscus theologus" (древнем теологе), образец разновидности античной литературы, которая во всяком случае, содержит ряд чрезвычайно привлекательных стимулов. Поэтому, без "Corpus Hermeticum" невозможно понять мысль эпохи Возрождения.
    Yates не без основания заключает: "Мозаики, изображающие Гермеса Трисмегиста и Сивиллу, устанавливались в Сиенском соборе в течение 80 лет XV века. Изображение Гермеса Трисмегиста в христианском здании находилось недалеко от входа, обращая на себя внимание, и таким образом, указывая на первостепенное духовное положение. Он не был изолированным местным феноменом и стал символом итальянского Возрождения."

Западная философия от истоков до наших дней. - "Петрополис".. . 1994.

Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Гермес Трисмегист" в других словарях:

  • ГЕРМЕС-ТРИСМЕГИСТ — (греч. Hermes trismegistos Гермес тривеличайший). Греческое название египетского бога Тота, которому приписывалось изобретение иероглифов, письмен и вообще всех полезных знаний, наук, искусств. Некоторые из подобных сведений он вырезал на… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Гермес Трисмегист — У этого термина существуют и другие значения, см. Гермес (значения). Статьи о герметизме Герметизм Пантеон …   Википедия

  • Гермес Трисмегист —     (Греч.) Трижды великий Гермес , египтянин. Мифическая личность, по имени которого названа герметическая философия. В Египте Бог Тот (Thoth или Thot). Общее имя многих древних греческих писателей по философии и Алхимии. Гермес Трисмегист есть… …   Религиозные термины

  • ГЕРМЕС ТРИСМЕГИСТ — (Греч.) Трижды великий Гермес , египтянин. Мифическая личность, по имени которого названа герметическая философия. В Египте Бог Тот (Thoth или Thot). Общее имя многих древних греческих писателей по философии и Алхимии. Гермес Трисмегист есть имя… …   Теософский словарь

  • Гермес Трисмегист — (т. е. трижды величайший) вымышленный автор теософского учения, излагаемого в нескольких книгах и отрывках египетско греческого происхождения, известных под его именем. Хотя это имя не случайно взято у греческого бога Гермеса (лат. Меркурия,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Гермес Трисмегист —         (греч. Hermes Trismegistos трижды величайший Гермес), отождествл. с егип. богом письма и мудрости Тотом; греч. Г. Т. стал носителем откровения (логос и нус), покровителем греко егип. мистериальных таинств в герметике …   Словарь античности

  • ГЕРМЕС ТРИСМЕГИСТ, Гермес Трижды Величайший — легенд, автор, к рому приписываются сочинения, якобы записанные со слов самого бога Гермеса, отождествляемого также с египетск. Тотом. Трактаты Г. Т. посвящены в основном оккультным наукам (см. оккультизм) и прежде всего алхимии, астрологии и… …   Атеистический словарь

  • Асклепий (Гермес Трисмегист) — Асклепий (лат. Asclepius) – латинский трактат, приписываемый Гермесу Трисмегисту. Представляет собой диалог Гермеса Трисмегиста с Асклепием и содержит описание творения мира и иерархии богов. Для магии особое значение имеет фрагмент, где… …   Википедия

  • ТРИСМЕГИСТ — (греч.). Смотри Гермес Трисмегист. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТРИСМЕГИСТ греч. Смотри Гермес Трисмегист. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Гермес (значения) — Гермес  имя собственное. Это имя носил бог торговли, прибыли, разумности и ловкости в древней Греции, в честь которого назван ряд технических устройств, астрономических объектов и мультипликационных персонажей. Так же ряд известных людей… …   Википедия

Книги

  • Долгая нота, Орлов Д.. … Даниэль Орлов в&# 171;Долгой ноте&# 187; -безошибочно хроникален. Причем, что в прямом, что в переносном смысле. Что смыслово, что эстетически. Сюжетов в книге, выстроенной, словно спираль,… Подробнее  Купить за 356 руб
  • Долгая нота, Даниэль Орлов. Даниэль Орлов в&171;Долгой ноте&187; -безошибочно хроникален. Причем, что в прямом, что в переносном смысле. Что смыслово, что эстетически. Сюжетов в книге, выстроенной, словно спираль, мир… Подробнее  Купить за 345 грн (только Украина)
  • Большой эзотерический словарь, М. Бубличенко. Большой эзотерический словарь содержит самую разнообразную информацию, относящуюся к эзотерике. Здесь есть статьи, посвященные астрологии и магии, мифологии и религии. Вы узнаете много… Подробнее  Купить за 110 руб
Другие книги по запросу «Гермес Трисмегист» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»